(812)476-90-15
Санкт-Петербург, пер.Матвеева, д.3
с 9 до 20
Новости

Всем, всем, кто любит сказки и желает стать настоящим Сказкотерапевтом!
Базовый Курс Комплексной Сказкотерапии ЦЕЛИКОМ в Петербурге!
04-18 августа 2016 года

В августе 2016 года, в лучшее время года, в самом прекрасном городе России – Санкт-Петербурге - состоится БАЗОВЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ СКАЗКОТЕРАПЕВТОВ по методу КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ - красивому, деликатному, безопасному и экологичному методу психотерапии и психологического консультирования.

 Сегодня, наши сказочницы создавали удивительных помошников! В сказках помошники бывают разные: одни -помогают в трудную минуту, другие- провоцируют на развитие, третьи- вознаграждают за труды, четвертые - предлагают проявить себя, свои таланты и устраивают испытания. Но есть помошники, созданные своими руками. Такие помошники помогают прикоснуться к своему собстевнному внутреннему миру, помогают почувствовать себя иначе.

 Сегодня, наши сказочницы работали с песочными техниками! Это погружение в мир песочных картин удивительно!!! Каждая картина- это целый мир!!! Внутренний, прекрасный мир!

21.12.2015

«Метод комплексной сказкотерапии в индивидуальном консультировании»

21.12.2015

 В своей работе, в практике индивидуального консультирования я использую метод Комплексной Сказкотерапии. Автор этого удивительного метода доктор психологических наук, психотерапевт, Директор Международного института Комплексной сказкотерапии Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Это универсальный метод помощи родителям в воспитании детей, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков. Так как, сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. Основной инструмент реставрации – созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой, с пластилином и другими арт-терапевтическими инструментами.

 Одним из самых распространенных запросов, с которым приходят ко мне, является отсутствие взаимопонимания с самыми близкими людьми: детьми, родителями, родными.

Почему из сотен методов психологической помощи людям, в индивидуальном консультировании, как основной, базовый метод, я использую именно сказкотерапию?

Во-первых, потому что мне очень близки принципы, на которых основывается этот метод:

Принцип «жизненной силы», «принцип кристалла, многогранности» и принцип «моста, связи мира сказки и мира реальности».

Первый принцип «жизненной силы», основывается на том, что для положительных изменений человеку необходима Жизненная Сила. Часто в сложной ситуации человек испытывает ощущение недостатка этой силы. Внутренние ресурсы есть всегда, и одной из задач сказкотерпевта является, раскрытие этих ресурсов клиента, поддержание и укрепление его, восстановление этой жизненной силы. В соответствии с этим подбираются специальные задания и сказки, направленные на осознание и накопление Жизненных Сил.

Второй принцип, принцип многогранности, любая жизненная ситуация рассматривается как кристалл со множеством граней. Часто в сложной ситуации сознание человека сужается настолько, что человек зацикливается на одном-двух аспектах его жизни, наиболее остро волнующих его в данный момент. В результате, очень важные моменты остаются вне поля его зрения. А такой многогранный подход к ситуации дает человеку возможность более точно осознать происходящее, и в соответствие с этим принять мудрое решение.

Еще один принцип сказкотерапии, являющийся, основополагающим инструментом в моей практике индивидуального консультирования, это принцип «моста», перехода от мира реального, в мир сказки, сказочной истории, в мир метафорических образов. Этот принцип я очень активно использую в своей практике. Человек приходит на консультацию и приносит свою историю, свою жизненную ситуацию, с которой он не может справиться в реальной жизни. Но, для того чтобы помочь ему посмотреть на нее со стороны, я делаю своеобразный мостик, перевожу его из мира реального, в мир метафорических образов. Это помогает клиенту посмотреть на ситуации другими глазами, при этом его эмоциональное переживание ситуации менее болезненно и более безопасно. Получив информацию, возможность прожить свою ситуацию вновь, но в более безопасных условиях, найти ответы на волнующие вопросы, я возвращаю клиента в наш, реальный мир и предлагаю подумать, как можно использовать то, что он почерпнул в сказочной, песочной, метафорической истории, в его реальной жизненной ситуации.

Пример из практики: Женщина, воспитывает 12-го мальчика одна, на момент обращения она находилась в разводе в течении 6 лет. Женщина, назовем ее Екатериной, пришла с запросом, проблемы сына, плохое поведение, грубость, неуважительное отношение и пр. В процессе беседы, во всех ее фразах, в описании ее мыслей, чувств, поступков очень отчетливо прослеживается обида на бывшего мужа и на сына. Как помочь женщине осознать, что основная ее задача в данной жизненной ситуации, является принятие того, что случилось в ее жизни и прощение? Выслушав клиентку, я предлагаю ей послушать сказку Оскара Уайльда «Звездный мальчик», если позволите, я вкратце расскажу ее.

«Лесорубы, заготавливая дрова, обнаруживают младенца в лесу, один из них забирает к себе мальчика, и он растет в его семье. Надо отметить, что ребенок был невероятно красив, просто неземной красоты, все восхищены им. Проходит время и однажды, проезжавший мимо дома лесника король, увидев ребенка, сказал, что такой красивый мальчик должен жить только при дворе. И мальчик оказывается в роскошном дворце. Надо ли говорить о том восхищении, которым был окружен подрастающий ребенок, среди придворных и слуг. Между тем, все эти годы, его мать, в безутешном горе всюду разыскивала своего мальчика. Она спрашивала каждого человека, попадавшегося на ее пути, не встречал ли он мальчика как две капли воды похожего на нее. Но, никто ничего знал и ничем не мог ей помочь. Так проходили годы, в долгих скитания, в поисках своего потерянного ребенка, женщина постарела, волосы ее покрылись сединой, одежда превратилась в лохмотья. Эти усилия не принесли утешения ее сердцу, она так и не смогла отыскать своего любимого мальчика. Но, однажды судьба смилостивилась над ней, и она, наконец, увидела его на городской площади. Он шел в окружении слуг. Конечно же, материнское сердце узнало в этом красивом мальчике, ее любимого сына. Тем более, что он был как две капли воды похож на нее. Она бросилась к нему, обливаясь слезами, со словами: «Сынок, наконец то я нашла тебя…». Но, мальчик оттолкнул ее и сказал: «Отойди от меня, грязная женщина, нищенка не может быть моей матерью». Женщина закрыла лицо руками, толпа быстро оттеснила ее…Но, в этот самый момент произошло невероятное, неземной красоты мальчик вдруг превратился в отвратительного уродца. Ребятишки стали смеяться над ним, указывая на него пальцами и бросать в него комья грязи. Растерянный мальчик, не привыкший к такому обращению, испугался и поспешил скрыться за воротами дворца. Но, проходя по красивым залам, он увидел в одном из многочисленных зеркал, украшавшим дворец, свое отражение. В ужасе от отскочил от зеркала, осознав, наконец, что это его отражение, он бежал из дворца, боясь насмешек и издевательств придворных и слуг. Он, бродил одинокий и всеми покинутый, боясь встретиться с каким-либо человеком, лесными тропками, скрытыми в ночи переулками. Пока однажды не встретил в лесу старца. Старец, выслушав его, сказал такие слова: «Ты можешь вернуть себе прежний облик, если разыщешь эту женщину и попросишь у нее прощения». С этой минуты, мальчик мечтал только об одном, найти эту женщину и вымолить у нее прощения. Шли годы, мальчик не оставлял надежды разыскивая эту женщину. И, вот, однажды, судьба смилостивилась над ним, и он увидел ее. Она брела по дороге, волосы ее были уже совсем седые, одежда вовсе пришла в негодность. Он бросился к ногам этой женщины, и омывая слезами ее лохмотья, умолял простить его. Конечно же, материнское сердце узнало в этом некрасивом мальчике своего сына. Женщина обняла его и поцеловала. В этот момент произошло Чудо! И вот уже, по дороге идут два человека, неземной красоты молодая женщина и как две капли воды похожий на нее юноша…»

     Эта сказочная история дала возможность моей клиентке осознать, какая основная задача стоит перед ней. Прощение и принятие, вот истинное лекарство от такой болезни, как обида. Осознать то, что только ее материнская безусловная любовь может сотворить Чудо, и растопить лед в сердце ее сына. Ведь, чем могла бы закончится эта сказка, если бы героиня оттолкнула этого уродца, как когда –то он поступил с ней?

Эта сказочная история рассказывает нам не только о том, как прощение, принятие и любовь творят чудеса, превращая уродливое в прекрасное.

Но и о том, что, к сожалению, часто, как и героиня этой сказки, родители теряют своих детей. Теряют их не буквально, они теряют контакт с ними, теряют их доверие, их уважение. Загруженные проблемами, стремлением обеспечить быт и досуг своих детей, они забывают о самом главном, о том, что важнее всего на свете - о любви и принятии.

Эта сказка, может использоваться не только в работе с родителями, но и в работе с детьми. Дает возможность осознать, как внутренний мир, его состояние отражается на внешнем. Как герой этой сказки, имея очень красивую внешность, стал уродлив внутри. И эта некрасивость его ледяного и неблагодарного сердца отразилась на его внешнем виде. И только тогда, кода его душа, его сердце стали прекрасны, он обрел и внешнюю красоту.

На этом примере, я постаралась показать, как использование принципа моста в комплексной сказкотерапии, дает возможность мягко и очень деликатно, производить коррекцию мыслей, чувств и поведения человека. Используя для этого метафору, сказочную историю, делая мостик от реальности к сказке.

   Во-вторых, метод сказкотерапии мне близок тем, что сказкотерапия всегда обращается к базовым ценностям, важным для любого человека, таким как Любовь, Дружба, Доверие, Справедливость, Добро, и др. В наше непростое время человек, живущий в социуме, постоянно сталкивается с негативным влиянием окружающей среды. Сохранить себя и свой внутренний мир, свою целостность человеку помогает его внутренний стержень - нравственный иммунитет. Как обычный иммунитет оберегает здоровье человека и борется с вредными вирусами, так и нравственный иммунитет является способностью человека противостоять негативным воздействиям эмоционального, ментального, духовного характера, идущим из вне. Метод комплексной сказкотерапии помогает укреплять и повышать уровень нравственного иммунитета человека.

В чем уникальность метода сказкотерапии? Я бы сказала в удивительной точности. Точности интерпретации, понимания, как личности самого клиента, так и его актуального состояния, его внутренних процессов, переживаний. Эта точность достигается благодаря метафоре, метафорическим образам, которые использует клиент в процессе работы со сказкой, с песочной картиной, рисунком, пластилином. Метафорический образ удивительным образом точно описывает характер его проблемы. Потому что, очень часто, запрос, заявленный клиентом, не соответствует действительному состоянию и положению ситуации, с которой обратился человек. Либо, с чем тоже довольно часто мне приходится сталкиваться в своей практике, клиент не в состоянии вербализировать свой запрос.

Метафора, используемая в авторской сказке, песочной картине, рисунке, помогает увидеть внутренний мир человека, его уникальный узор, его ресурсы, его заблуждения, его чувства и мысли. И соответственно, позволяет более тонко и точно понять, в каком направлении я, как сказкотерапевт должна работать, в данной ситуации.

   На сегодняшний день комплексная сказкотерапия имеет огромное количество методик, которые можно использовать в практике индивидуального консультирования.

Я в своей практике очень часто использую метафорические карты «Мастер сказок», создание «Карты внутренней страны» и «Государство», создание «Куклы –помощника», пластилиновые техники, в частности «Сотворение мира», написание, рассказывание сказок. Также я использую известные народные сказки, сказки известных авторов, сказки моих коллег, а также свои сказки, написанные для клиента. Но, более активно в своей практике я использую работу в песочнице.

Песочная терапия имеет мощные ресурсы для коррекционно-развивающей работы с детьми и взрослыми.

  1. освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации (создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений от клиента).
  2. помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами, а это особенно важно для детей и подростков. Один символ или образ может выразить больше, чем десятки слов. Фигура или сцена, построенная клиентом, может передать чувства, эмоции, конфликты.
  3. внутренний мир, отображенный в песочнице, становится для клиента реально осязаемым. И это дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, и выбрать из них более подходящий.

Примеры из практики:

Очень часто я наблюдаю в работе с песочными картинами, искаженное восприятие клиентами возраста своих детей. Приведу пример. Женщина, имеет трех детей. Старшую дочь 19 лет, среднего сына 9-ти лет и младшего сына 5-ти лет. Запрос касается поведения ее среднего сына, на него постоянно идут жалобы от учителей, он дерзит, портит школьное имущество, постоянно вступает в драки со сверстниками. Он подобным же образом ведет себя и по отношению к родителям. Работая в технике песочной терапии, я предлагаю клиентке выбрать фигурки, которые будут символизировать ее и ее сына. И она выбирает фигурку, совершенно взрослого мужчины, называя ее сыном. Когда я задаю ей вопрос, сколько лет, по ее мнению, этому персонажу, она отвечает - 9. Когда я повторяю этот вопрос, женщина оказывается шокирована осознанием своего восприятия ребенка. Тогда я предлагаю ей выбрать фигурку, более соответствующую возрасту ребенка. Когда она это делает, то сообщает мне об изменившемся самоощущение. Она говорит о том, что ей стало намного легче, при этом, меняется ее речь, диалог персонажей, меняется и сюжет песочной истории. Таким образом, происходит коррекция восприятия клиенткой возраста ребенка, а в следствии этого и коррекция взаимодействия с ним. Что, в дальнейшем отражается и на поведении ребенка. Когда у родителей искажено восприятие возраста их ребенка, то искаженным оказываются и ожидания, и требования, которые они предъявляют к нему.

Второй пример, тоже касается искаженного восприятия, только в другом направлении. Клиентка, приводит на консультации 15-ти летнюю дочь, с запросом проблем дочери. Утверждая при этом, что ее дочь несамостоятельная, нуждающаяся в постоянном контроле, с низким уровнем мотивации к обучению. Когда, я предлагаю ей выбрать фигурки, то же выбирает фигурку, символизирующую ее дочь несоответствующую истинному возрасту ребенка. Она выбирает фигурку пупсика, на вид 5-ти летнего возраста. И когда, я ей задаю тот же вопрос, она так же заявляет, что этому пупсику 15 лет. Когда же, она все-таки выбирает фигурку, более соответствующую возрасту ее дочери. Она также говорит о том, насколько легко ей стало. Ушла тревога, появилось доверие к дочери. И так же, как и в предыдущем примере, меняется и диалог персонажей, и сюжет сказочной, песочной истории.

На этом примере я показала, как можно производить коррекцию детско-родительских отношений, посредством песочной терапии, благодаря возможности увидеть внутренний мир клиента и его восприятие ситуации и окружающих его людей.

Подводя итог всему вышесказанному, могу еще раз сказать, что Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных