(812)476-90-15
Санкт-Петербург, пер.Матвеева, д.3
с 9 до 20
Новости

Всем, всем, кто любит сказки и желает стать настоящим Сказкотерапевтом!
Базовый Курс Комплексной Сказкотерапии ЦЕЛИКОМ в Петербурге!
04-18 августа 2016 года

В августе 2016 года, в лучшее время года, в самом прекрасном городе России – Санкт-Петербурге - состоится БАЗОВЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ СКАЗКОТЕРАПЕВТОВ по методу КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ - красивому, деликатному, безопасному и экологичному методу психотерапии и психологического консультирования.

 Сегодня, наши сказочницы создавали удивительных помошников! В сказках помошники бывают разные: одни -помогают в трудную минуту, другие- провоцируют на развитие, третьи- вознаграждают за труды, четвертые - предлагают проявить себя, свои таланты и устраивают испытания. Но есть помошники, созданные своими руками. Такие помошники помогают прикоснуться к своему собстевнному внутреннему миру, помогают почувствовать себя иначе.

 Сегодня, наши сказочницы работали с песочными техниками! Это погружение в мир песочных картин удивительно!!! Каждая картина- это целый мир!!! Внутренний, прекрасный мир!

03.12.2015

«Сказкотерапия, как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами»

03.12.2015

 Среди проблем, с которыми часто сталкиваются врачи-психиатры и психотерапевты, занимаясь реабилитацией пациентов с психическими расстройствами, одной из основных является отсутствие должного доверия в диаде врач-пациент. Причин может быть много:
1. Психологические травмы, полученные пациентами в детстве или во взрослом состоянии;
2. Проявления болезни, которые пугают родных и знакомых пациентов и приводят к напряженным отношениям между ними, порой даже к полному отвержению заболевших;

 3. Диагнозы заболеваний, которые быстро, подобно ярлыкам, «приклеиваются» к пациентам, способствуя тем самым постоянной их стигматизации, ощущению собственной неполноценности, ненужности и пр.

В связи с этим мне представлялось необходимым для работы в медико-реабилитационном отделении психоневрологического диспансера, заручиться доверием пациентов, дабы эффективнее решать их психологические проблемы.

Только при наличии доверия между нами можно было результативнее научить пациентов легче адаптироваться в социуме, находить выход из мелких и крупных неприятностей, сопровождающих их по жизни, вырабатывать более адекватные паттерны отреагирования на стрессы и пр. Только при наличии доверия между нами можно было помочь им в нормализации отношений с родными и близкими, а также с другими пациентами и медицинским персоналом. Только при наличии доверия пациенты могли научиться принимать свою болезнь, не как кару Господню или несправедливое наказание, а как урок или испытание, которое им по силам было пройти.

После восьми лет работы в отделении диспансера мне удалось достигнуть желаемого доверия, полностью отказавшись от восприятия обратившихся ко мне за помощью пациентов как к тяжело больным. Я предпочитала видеть в них прежде всего людей с проблемами психологического характера, которые могут встречаться и среди здоровых лиц, без всяких психических расстройств. Такой подход избавлял меня от классификации пациентов по заболеваниям, как в песне Высоцкого: «Шизофреники вяжут веники, параноики рисуют нолики, ну, а те, что просто нервные – те спокойным сном спят, наверное».

Как мне удалось этого достичь?

В течение пяти лет в отделении я проводила групповой тренинг «Исцеляющая сила искусства», взяв за основу терапию творческим самовыражением - терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно.

На наших занятиях мои пациенты узнавали истории жизни творческих людей имеющих психологические проблемы или страдающих той или иной психической патологией, но сумевших найти себя, свое место в жизни, с помощью исцеляющей силы искусства. Тем самым они осознавали, что выход из болезни есть всегда, если человек вырваться из рамок болезни, стремиться к самореализации, самоактуализации.

Занятия терапией творческим самовыражением проходили у нас в непринужденной обстановке, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сблизились между собой, многие стали друзьями, способными морально поддерживать друг друга. Наши занятия повышали у них инициативность, ответственность, многие стали активно принимать участие в ведении тренинга, оказывали мне посильную помощь в подготовке занятий.

Но мне хотелось найти еще какой-нибудь метод психологического воздействия, который бы помог им осознать причины возникающих у них проблем межличностного характера, в родительско-детских взаимоотношениях, в браке, на работе и пр.

Познакомившись с замечательным авторским методом комплексной сказкотерапии, созданным доктором психологических наук, психотерапевтом, Директором Международного института Комплексной сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой, я решила дополнить наши занятия элементами этого метода.

Прежде чем поделиться результатами моей работы, позвольте сказать несколько слов об этом удивительном по своей эффективности, экологичности и безопасности подхода методе психологического воздействия. Этот метод подходит каждому человеку.

Сказкотерапия оказывает деликатную и действенную помощь ребёнку, подростку и взрослому образным языком сказки, мифа, легенды, притчи, являясь одним из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта. Каким образом?

С помощью подбора точных слов и сказок для каждого человека. С помощью этого метода укрепляется жизненный стержень человека. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии развивается самосознание, саморегуляция, самодисциплина мыслей, чувств, воображения и поведения, развивается способность управлять отношениями.

Основная область работы сказкотерапевта – система духовных ценностей человека.

Комплексная Сказкотерапия дает представления об архетипических сюжетах, мужских, женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. Кроме того Комплексная Сказкотерапия – универсальный метод для помощи родителям в разрешении всех внутрисемейных уроков.

На своих групповых занятиях я использовали притчи, мифы, и, конечно же, сказки самой Татьяны Дмитриевны, а также ее коллег и учениц: Ирины Сёминой (Эльфики), Оксаны Николаевой, Валерии Дмитриевой, Оксаны Ахметовой, Влады Махуковой, Фариды Кривушенковой, Нины Китиной и многих других. Они создавали определенный настрой к нашим занятиям, яснее освещали тему для доверительного разговора, легче находились точки соприкосновения, улучшалось доверие и взаимное принятие друг друга.

Сказки помогали им тоньше узнавать свои особенности и развиваться. Иногда занятия начинались со сказки, порой занятие сказкой заканчивалось.

При этом пациенты без стеснения обсуждали такие волнующие их темы экзистенциального характера, например: принятие ухода близких и любимых людей из жизни; способы совладания с отчаянием; смысл жизни вообще и смысл жизни с болезнью; победа Добра над Злом. Мы говорили о вселенском одиночестве, о беспомощности, о неразделенной или взаимной любви, о необходимости быть нужным и принятым в жизни; о важности дружбы и поддержки, о справедливости и несправедливости, о благодарности, о том, как нуждается в питательной почве талант и пр.

В индивидуальном консультировании я использовала такие методики комплексной сказкотерапии, как работа с метафорическими картами «Мастер сказок», «Сокровища жизненных сил»; рисование карты «Внутренней страны» и карты «Государства»; изучение любимых с детства сказок и создание авторских сказок самими пациентами; рисование серии «Человек в обычной жизни», «Человек под дождем», «Человек в сказочной стране»; серии «Метафорические животные», «Метафорический портрет семьи» и другие.

Предлагаю Вам посмотреть, уважаемые коллеги, некоторые рисунки моих пациентов, они весьма информативны. (показ слайдов)

С какими проблемами чаще всего обращались пациенты отделения и приходящие на консультации клиенты?

Это были проблемы, связанные с принятием собственной болезни, своего уникального «узора судьбы». Мы изучали сказки Эльфики «Последняя надежда», «Исцеление Любовью», «Чудовище», «Про тех, кого мы любим», писали собственные сказки о вере в победу над Злом. Многие пациенты после этого решились выйти на работу, пусть даже не по специальности, преодолев собственные рентные установки на болезнь; некоторые пошли учиться в профессиональный реабилитационный лицей; многие охотно раскрывали свои творческие способности в нашей театральной студии, выступая в дальнейшем на различных площадках города, давая интервью средствам массовой информации.

Для пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, после потери кого-то из близких, т.е. проходящих кризис перемены жизни, очень важными оказались сказки Ирины Сёминой (Эльфики) «Зал ожидания» и «Командировка». После этих сказок им становилось легче, происходило живое отреагирование, с последующим выходом из состояния ступора на позитив, на желание жить. Одна пациентка с ПТСР вышла на работу, кроме того активно стала помогать дочери воспитывать сына; пожилой мужчина, потерявший жену, с которой прожил сорок лет в счастливом браке, нашел новую спутницу жизни.

Пациентам с паническими атаками и тревожными расстройствами различной степени выраженности помогали такие сказки Эльфики как «Амнистия», «Переломный момент».

Для проработки различных посттравматических или предупреждающих страхов очень эффективным оказалось рисование карты своей «Внутренней страны» и карты «Государства», с определением причин захвата собственной территории и высвобождением чистой энергии жизни.

Одна пациентка после рисования и анализа этих карт передумала уходить с работы, вновь взяв ответственность за собственную жизнь и жизнь своих подчиненных (она много лет до панических атак руководила большим коллективом в детском саду и очень любила свою работу).

Один мой пациент с тяжелым тревожным расстройством после работы со сказками вернул своим отношениям с женой прежнюю красоту и нежность.

Весьма интересным оказался мой опыт работы с пациенткой, обратившейся в диспансер за помощью в связи с упорными головными болями. После детального обследования у различных специалистов, которые не нашли у нее своей патологии она была направлена в наше отделение.

Мы начали с ней работать и после создания ряда сказок выяснили, что головные боли стали ее беспокоить давно, вскоре после тяжелого развода с мужем, в результате которого она была вынуждена самостоятельно поднимать маленькую дочку, перестав при этом абсолютно доверять мужчинам, забыв о своей самореализации как женщины. После деликатной коррекции архетипа Возлюбленной пациентка решила дать возможность выросшей дочери самой решать свои проблемы, позволила себе начать встречаться с давним другом и стать счастливой. Надо ли говорить, что головные боли совершенно исчезли.

Пациентам, страдающими различными депрессивными состояниями, настраивала в правильном направлении чудесная сказка Эльфики «Магазин счастья». Многие из них потом создавали свои собственные «Большие книги счастья», учась находить маленькие «чудеса повседневности» в собственной жизни.

Одна молодая девушка с реккурентным депрессивным расстройством вскоре после выписки из отделения организовала собственный благотворительный фон, молодой юноша с той же патологией эффективно работал далее волонтером в психоневрологическом интернате, и даже создал среди пациентов ПНИ собственную музыкальную группу.

Неуверенные в себе пациенты, с низкой самооценкой, боящиеся сделать хоть один самостоятельный шаг, вдохновлялись сказками Фариды Кривушенковой «Мастер», «Волшебные краски», Оксаны Ахметовой «Дерзай, Богиня!».

Одна моя пациентка, страдающая биполярным аффективным расстройством, пришла ко мне крайне неуверенная в себе после многочисленных госпитализаций, тяжелого развода с мужем, чудовищного ожирения в результате массивной медикаментозной терапии, и получения инвалидности. Я прочитала ей притчу «Про кольцо», благодаря которой она узнала, что недооценивала себя, свою уникальность и неповторимость.

А после того как мы с ней проработали сказку «Про Ивана Бесталанного и Елену Премудрую» отказалась от отношений с недостойным её мужчиной, стала писать потрясающие стихи, сочинила сценарий спектакля к 8 марта, создала целую коллекцию ювелирных изделий в технике фриволите. Сегодня она посещает тренажерный зал, похудела на 45 кг, планирует открыть свой авторский магазин и найти достойного спутника жизни.

Я горжусь тем, что наше отделение посещает пара молодых людей, которые поженились в прошлом году. Несколько лет назад ко мне пришла молодая девушка, которая постоянно говорила о том, что «ощущает себя червяком», которого надо раздавить, потому что он недостоин жить. Или что представляет себя серой мышкой, которая хочет спрятаться от всех. У девушки была тяжелая родовая травма, органическое поражение головного мозга плюс имело место многолетнее посещение секты «Свидетели Иеговы», куда ее еще в раннем детстве привела мать. Она строила вполне реальные планы ухода из жизни, периодически занималась членовредительством, самоуничтожением.

Занимаясь со мной сказкотерапией, она рисовала, читала сказки и притчи, писала свои сказки, участвовала в спектаклях нашей театральной студии. Итог – вышла замуж за пациента нашего отделения, стала хозяйкой, и думать забыла про свою ничтожность и никчемность. И к тому же навсегда покинула секту.

У многих моих пациентов имеются большие проблемы с родителями, которые не могут смириться с болезнью своих детей, либо отвергая их, либо контролируя каждый шаг, считая их глубокими инвалидами. С помощью сказок мне удалось помочь некоторым родителям лучше понять внутренней мир своего ребенка, принять его таким, какой он есть, не пытаясь исправить или отвергнуть, став им помощниками.

В помощь таким родителям я написала сказки «Дети Нелюбви» и «Особенное яблочко».

Среди моих пациентов оказалась девушка с болезнью Дауна, очень одаренная творчески и имеющая, несмотря на свою болезнь, большой потенциал.

Она прочитала все книги Эльфики, которые есть в моем отделении, и стала сама писать сказки и даже переписываться с Эльфикой. И Эльфика посвятила ей самостоятельную сказку.

Раньше Наташа жила с родителями и во всем от них зависела. За годы пребывания в нашем отделении Наташа так "повзрослела», что смогла, получив квартиру, жить самостоятельно, практически полностью отказавшись от помощи родителей, справляясь с бытом и прочими проблемами.

Двумя ее сказками я бы хотела закончить мое сегодняшнее выступление. По-моему, лучшего подтверждения эффективности сказкотерапии, как инструмента реабилитации пациентов с психическими расстройствами, трудно придумать.

Про Любовь

Неразлучны летят вдвоём Амур с подругой. Летят, что-то напевая на своем языке – молитву или песенку, а потом сидят на скамейке, слившись в поцелуе.

Снова ввысь взмывают они в небо. Вот где Любовь и Счастье!

У каждого своя душа, - поётся в песенке.

Завтра будет лучше, и выход всегда есть!!!

Повод для счастья найдется всегда!

Про Любовь, Счастье и Веру

Гуляют Любовь, Счастье по улице. Хочется им, чтобы их любили, оберегали, лелеяли.

По дороге шла девочка. Звали ее Вера. Потом завернула девочка Вера за угол, прошла несколько кварталов и оказалась в парке. Плохо было Вере, не было у нее в жизни радостей, улыбок, не доставляла ей жизнь никакого удовольствия. Но пришла ей на помощь Любовь – чтобы спасти ее от отчаяния, Счастье – чтобы поддержать Веру в невзгодах её. И расцвела Вера прямо на глазах, как аленький цветочек. Вот что такое Любовь, Счастье, Вера. Выход всегда найдется!


Марина Владимова
 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных